ТРАНСПОРТНОЕ  ПРАВО

 

УДК 656.078:65.012.7

 

                        В.С. Короткевич, Ю.Е. Воронов

 

         ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОГО АУДИТА

 

 

         С зарождением рыночной экономики, появились новые экономические термины и понятия, которые часто требовали дополнительных разъяснений, комментариев и примеров – аудит, маркетинг, лизинг и др.

         По мере развития рыночных отношений стали появляться специализированные фирмы, оказывающие только маркетинговые или только аудиторские услуги. Не смотря на то, что в этой сфере уже существует серьезная конкуренция, не все сегменты этого рынка услуг уже освоены. В частности, ни одна из специализированных фирм не оказывает такой услуги как транспортный аудит.

          Транспортный аудит – деятельность по независимой экономико-правовой экспертизе транспортной деятельности хозяйствующих субъектов (как юридических лиц, так и частных предпринимателей) – владельцев автотранспортных средств (АТС).

          Основная цель транспортного аудита – объективная оценка организации транспортного процесса по существующим технологиям, полноты оформляемой сопутствующей документации при условии неукоснительного соблюдения действующего транспортного законодательства.

           В ходе транспортно-аудиторской проверки деятельности владельца автотранспорта в первую очередь выявляются нарушения действующего федерального транспортного законодательства [1, 2] по следующим вопросам.

           1. Лицензирование автотранспортной деятельности.

           2. Организация работы водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения (БДД).

           3. Соблюдение режима труда и отдыха водителей.

           4. Создание условий для повышения квалификации водителей и работников, связанных с обеспечением безопасности дорожного движения (БДД).

           5. Анализ и устранения причин ДТП с участием автотранспорта предприятия и нарушений водителями Правил дорожного движения (ПДД).

           6. Организация и проведение предрейсовых медосмотров водителей;

           7. Обеспечение соответствия транспортных средств требованиям БДД.

          Однако деятельность транспортного аудитора не ограничивается только проверкой существующего состояния дел с БДД на предприятии. Его функции шире. Транспортный аудитор должен предлагать конкретные практические рекомендации по устранению имеющихся нарушений, и помогать в разработке соответствующих мероприятий. В каждом конкретном случае эти вопросы будут решаться индивидуально, однако уже сейчас разработаны общие практические рекомендации для владельцев автотранспорта, которые позволяют устранить нарушения транспортного законодательства и избежать их в дальнейшем.

          В вопросах организации работы водителей основные усилия должны быть направлены на:         

         - строгое соблюдение правил допуска водителей к перевозкам (при приеме на работу - профессиональный отбор, наличие требуемого стажа работы; соблюдение установленного порядка выпуска водителя на линию);

         - организацию и проведение стажировки вновь принимаемых водителей (привлечение водителей – наставников, соблюдение установленных сроков стажировки, ведение стажировочных листов, исключение формального подхода к проведению стажировки);

         - своевременное проведение необходимых и обязательных инструктажей (ежедневных, сезонных, внеочередных, при перевозке опасных грузов, при перевозке детей, при выезде в командировки и т.д.);

         - повышение дисциплинированности водительского состава.

         Не соблюдение режима труда и отдыха водителей [ 3 ] часто является прямой причиной ДТП, поэтому необходимо тщательно анализировать табеля учета рабочего времени водителей, существующие графики движения, показания тахографов, записи в путевых листах для последующей корректировки режимов работы и исключения возможных нарушений в будущем.

         Повышение квалификации водителей достигается путем проведения ежегодных занятий (техминимума) по 20-ти часовой программе, утвержденной Министерством транспорта РФ [ 4 ], включая обязательную проверку знаний ПДД. Для проведения таких занятий должны быть предусмотрены место и время, определены ответственные лица, обладающие необходимой квалификацией, а расписание занятий доведено до водителей. Если своими силами выполнить это невозможно, нужно заблаговременно заключить договор с профильным учебным заведением или базовым предприятием. Для качественного предоставления таких услуг у транспортного аудитора должна быть полная информация о таких учебных заведениях и базовых предприятиях, сроках проведения занятий, формы договоров и т.п.

        Должностные лица, ответственные за обеспечение БДД, должны иметь базовое автомобильное образование [ 5 ] и не реже одного раза в пять лет после повышения квалификации по программе Минтранса РФ [ 6 ] проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности. На каждом предприятии назначаются лица, осуществляющие учет и анализ ДТП, а также нарушений ПДД, допущенных водителями. По результатам анализа и служебных расследований ДТП [ 7 ] должны проводится внеочередные инструктажи с водительским составом, которые регистрируются в специальном журнале учета инструктажей. Водители, имеющие нарушения ПДД не должны допускаться к ответственным перевозкам, например, перевозкам детей, опасных грузов, с ними, кроме того, должна проводится дополнительная профилактическая работа.

       В обязательном порядке должен проводится предрейсовый медосмотр водителей. Требования к медицинскому обеспечению БДД, квалификации медработников, оборудованию медицинских кабинетов и т.д. определены специальными методическими указаниями [ 8 ].

       Требования к техническому состоянию АТС установлены «Правилами технической эксплуатации…» [ 9 ], «Положением о ТО и Р подвижного состава...» [ 10 ] и другими нормативными документами. Не смотря на то, что эти документы в настоящее время во многом уже морально устарели, и техническая эксплуатация, и техническое обслуживание и ремонт подвижного состава должны быть организованы в соответствии с требованиями именно этих документов, как действующих, а транспортный аудитор - основываться на них при проверке и подготовке рекомендаций.

       Все указанное выше предусматривается «Планом мероприятий по обеспечению БДД», который должен быть на каждом предприятии. С проверки наличия такого плана и должна начинаться работа транспортного аудитора, поскольку отсутствие его является серьезным нарушением действующего транспортного законодательства.

         Эффективность работы транспортного аудитора экономически выражается в следующем.

         1. Предотвращение возможных ДТП с участием автотранспорта предприятия. Не смотря на отсутствие единой государственная методика оценки убытков от ДТП, даже предварительная оценка говорит о том, что  сумма ущерба очень велика. Так, в соответствии с условиями обязательного страхования гражданской ответственности владельцев АТС сумма компенсации ущерба от ДТП составляет 400 тыс. руб. [ 11 ], а как следует из материалов Государственного доклада по БДД [ 12 ] фактический ущерб от каждого ДТП в котором погибли или ранены люди оценивается в 1200 тыс. руб.

         2. Грубые нарушения транспортного законодательства влекут за собой административную ответственность должностных лиц, предпринимателей, а так же юридических лиц. Своевременное устранение причин нарушений позволяет исключить штрафные санкции со стороны ГИБДД, Российской транспортной инспекции, судебных органов, а они могут быть весьма значительными. Например, в сентябре 2003 года судебными органами наложен штраф в размере 30 тыс. руб. на ОАО «Кемеровское ПАТП-2» только за то, что в путевых листах отсутствовали отметки о проведении предрейсового медицинского осмотра.

         3. Рекомендации транспортного аудитора позволяют оптимизировать производственные процессы предприятия, связанные с эксплуатацией и обслуживанием автотранспорта, упорядочить документооборот, рационально перераспределить обязанности между должностными лицами и техническими специалистами, снизить производственные затраты.

         В настоящее время часть функций транспортного аудита, в основном по соблюдению требований действующих нормативных документов, выполняет Российская транспортная инспекция [ 13 ], однако, как орган государственного контроля, она не занимается анализом и улучшением экономических результатов деятельности проверяемого субъекта. Этими вопросами должен заниматься транспортный аудитор, который должен дать практические рекомендации и мероприятия, которые позволяют повысить экономическую эффективность транспортной деятельности предприятия. Основные направления - снижение вероятности возникновения ДТП по вине владельца автотранспорта, проведение работ по профилактике ДТП, восстановление технологических процессов перевозок, технического обслуживания и ремонта АТС, функционирования внутрипроизводственных систем в соответствии с требованиями действующей нормативно-технической документации. Транспортный аудитор может принимать непосредственное участие в оптимизации схем перевозок на основе логистического подхода, проведении служебного расследования ДТП, при дел в судебных и административных органах.

         Чем шире круг вопросов, попадающих в поле зрения транспортного аудитора, тем больше необходимо сделать обоснований для принятия управленческих решений, тем выше будет эффективность проделанной работы. Поэтому транспортный аудитор должен иметь весьма высокую квалификацию, опыт и эрудицию как в сфере автомобильного транспорта, так и по экономическим, организационным, правовым и другим вопросам. Поэтому транспортный аудитор должен иметь, как минимум, базовое высшее автомобильное образование и, желательно, второе высшее – экономическое или юридическое.

         Деятельность по транспортному аудиту возможно организовать на базе крупных аудиторских фирм, или, что чаще наблюдается в последнее время, на базе страховых компаний. Например, в ходе оформления полиса обязательного страхования гражданской ответственности они могут давать необходимые консультации и рекомендации владельцам АТС.

          Транспортный аудит должен стать эффективным инструментом саморегулирования, позволяющим не только исключить возникновение у владельцев автотранспорта конфликтных ситуаций с органами государственного контроля, но и улучшить экономические результаты  его работы.

 

 

                                                   СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

 

          1. “О безопасности дорожного движения”. Федеральный закон № 196-ФЗ от  10.12.1995 г.

          2. “О лицензировании отдельных видов деятельности”. Федеральный закон № 128-ФЗ от 08.09.2001 г.

          3. “Положение о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей”, утвержденное постановлением Минтруда РФ № 16 от 25.06.99 г.

          4. “Учебный план и программа ежегодных занятий с водителями в автотранспортных предприятиях”, РД 26127100-1070-01, утвержденные Минтрансом РФ 02.10.01 г.

          5. "Об утверждении квалификационных требований к специалистам юридических лиц и предпринимателям, осуществляющим перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом". Приказ Минтранса РФ № 75 от 22.06.1998 г.

          6. "Об утверждении типовых программ квалификационной подготовки специалистов юридических лиц и предпринимателей, осуществляющих перевозочную деятельность на автомобильном транспорте". Приказ Минтранса РФ № 91 от 23.07.1998 г.

          7. “Положение о порядке проведения служебного расследования”, утвержденное приказом Минтранса РФ № 49 от 26.04.90 г.

          8. "Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения. Методические указания", утвержденные Минздравом РФ и Минтрансом РФ 29.01.2002 г.

          9. «Правила технической эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта», утверждены приказом Минавтотранса РСФСР № 19 от 09.12.1970 г.

         10.  “Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава  автомобильного транспорта”, утвержденное приказом Минавтотранса  РСФСР 20.09. 1984 г.

         11. «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Федеральный закон № 40-ФЗ от 25.04.2002 г. 

         12. “Проблемы обеспечения безопасности дорожного движения”, Государственный доклад Комиссии РФ по обеспечению безопасности дорожного движения от 31.07.2001 г.

         13. «Положение о Российской транспортной инспекции Министерства транспорта Российской Федерации», утверждено постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 515.

 

 

 На главную